Роль косторезного  училища в сохранении традиций холмогорской резьбы по кости как декоративно-прикладного и народного искусства трудно переоценить. Неслучайно еще в 1885 году при непосредственном участии великого князя Владимира Александровича был открыт ремесленный класс при Ломоносовском сельском училище под руководством М.И. Перепелкина (1860-1929) с благородной целью сохранения для потомков уникальнейшего искусства северной ажурной резьбы по кости. Предпринимались сохранить традиции ремесла  и в 1920-1930-е годы, путем налаживания специального обучения. Из первых выпускников школы  в 1933 году была организована производственная артель художественной резьбы по кости. В 1941 году школу пришлось закрыть в связи с началом Великой отечественной войны. И только с третьей попытки, в 1943 году, в селе Ломоносово была открыта постоянно действующая косторезная школа, ставшая настоящей кузнецой профессиональных кадров. Её значение для современного промысла заключается не столько в подготовке резчиков, умеющих обращаться с инструментом и знающих основные способы обработки материала, сколько в воспитании мастеров-художников, знающих и понимающих историю и традиции искусства холмогорской резьбы по кости.
            Все без исключения известные современные мастера проходили полный курс обучения в школе и отрабатывали свои навыки, работая на фабрике. В.А.Просвирнин, Н.Д.Буторин, Г.Ф. Осипов, И.И.Маклакова, Н.И. Зачиняев, В.С.Лохов и другие художники выступали в качестве мастеров производственного обучения в школе, соблюдая традиции преемственности, то есть промыслового подхода в подготовке новых мастеров. Изначально обучение было нацелено на подготовку резчика тиражируемых по образцам изделий. Все выпускники школы, показавшие хорошие навыки обработки материала и желание работать, принимались на работу на фабрику. Самые талантливые из них развивали свое мастерство, делали авторские разработки и завоевывали право называться мастером-художником, право на самостоятельность.
            Технический и художественный уровень подготовке резчиков в школе уже к началу 1980-х годов был достаточно высок. Повышение этого уровня было обоснованным и закономерным процессом: накапливался педагогический и производственный опыт. Известные мастера-художники делились личными секретами, нацеливали молодежь на творчество. Конкретизировались и повышались требования к выпускнику. В трехгодичный период обучения он должен был овладеть всеми способами обработки кости (сквозным ажуром, гравировкой, рельефом, мелкой пластикой, тонированием) и изучить   традиции холмогорской резьбы.
            В качестве дипломной работы выпускник представляет сложное, законченное изделие. Это может быть ваза, шкатулка, настольный секретер или другое оригинальное произведение. Способность выпускника продемонстрировать мастерство обработки материала, свои творческие возможности  и художественный вкус становится главным критерием оценки диплома.
            Кризисные явления на промысле двух последних десятилетий  в первую очередь сказались на выпускниках. Несколько раз школа оказывалась на грани закрытия.
Сложная ситуация на промысле и развитие предпринимательства поставили новую задачу перед косторезным училищем. И уже в начале 1990-х годов педагогический коллектив стал нацеливать выпускников на самостоятельную деятельность после окончания училища.
Для того, чтобы максимально подготовится к этому важному шагу, выпускники должны были не просто прочувствовать традиционный образ холмогорской вещи, но и научиться сочетать его со своими новыми идеями.
Училище постоянно принимает участие  в смотрах , конкурсах и выставках художественного и технического творчества на районном, областном и общероссийском уровне.
Общероссийская выставка «Предпринимательство. Ремесла. Занятость.» 1997 год- Благодарственная грамота оргкомитета.
Выставка «Молодые дарования-97», Москва ,
 Дипломант в благотворительной конкурсной программе «Молодые дарования» в области народного искусства- 1999 год.
Училище является Лауреатом Всероссийской десятой выставки конкурсных работ молодых мастеров народных художественных промыслов России- 2001 год.
Училище награждено Почетной грамотой Российского международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации за многолетнее сотрудничество- 2002 год. (Терешкова В.Н.)
Дипломом  Департамента образования и науки Архангельской области награжден Кузнецов Иван- лауреат II степени   областного детско-юношеского конкурса «Дорогой народных традиций» за сохранение и развитие народных традиций Русского Севера – 2008 год.
Участие в конкурсе-выставке изделий народных художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции «Взгляд в прошлое» - 2010 год.
Чулков Александр победитель областного конкурса рисунков «Возвращение к истокам»- 2012 год
Самое значимое событие – это участие в молодежных  Дельфийских играх. Так, Даниил Котов призер Дельфийских игр  2012 года, получил бронзовую медаль в номинации «Сохранение народных художественных ремесел»
Рысина Влада является дипломантом  12 молодежных Дельфийских игр России  в номинации «Народные художественные ремесла и промыслы» за создание художественного образа.
Рысина Влада- 1 место в викторине, посвященной 301 годовщине со дня рождения М.В.Ломоносова.
Училище ежегодно принимает участие в различных районных мероприятиях и является призером в создании снежных скульптур.
 В стенах училища постоянно проходят экскурсии,  проведение мастер-класса, как со взрослым населением ,так и с обучающимися школ района, области, страны.
По окончанию учебного заведения лучшие выпускники направляются в Высшую школу народных искусств г. Санкт-Петербург и успешно оканчивают её.  Среди выпускников школы Колобов Василий. В настоящий момент он является  преподавателем Высшей школы искусств и одновременно обучается в аспирантуре.
С 2012 года училище перешло на новые образовательные программы. Согласно образовательным стандартам срок обучения составляет 2 года 5 месяцев на базе основного  общего образования  с получением среднего образования.
Не все выпускники становятся профессиональными косторезами. Процесс развития индивидуального мастерства и его признания на промысле долгий и отнюдь не легкий. Но на примере представленных дипломных работ выпускников училища можно смело утверждать, что возможности современного развития этого уникального искусства далеко не исчерпаны.
Выбранный сегодня педагогическим коллективом курс на созидание и развитие индивидуальности не просто повышает роль училища в воспитании будущего мастера-художника, но и делает ее местом сохранения и развития старых, а также создания новых холмогорских косторезных традиций.